Здоровье | Полезное | Путешественник | Кино и музыка |

Навигация

- Здоровье и красота
- Полезное
- Путешествия и туризм
- Звёзды и персоны
- Мода
- История
- Спорт

Александрийский(Фаросский) маяк

8 Декабря 2009
Александрийский или Фаросский маяк — самый первый в мире маяк. После завоевания Египта в 332 году до нашей эры, Александр Великий решил основать там новую столицу. Так возникла Александрия. Для нее выбрали место в двадцати милях на запад от дельты Нила, чтобы ил и грязь, приносимые рекой, не засоряли городскую гавань. В итоге город получил две гавани: для движения по Нилу и для средиземноморской морской торговли. Однако прибрежные воды у города были опасны для кораблей подводными скалами и мелями. Чтобы указывать путь, на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии почти 1300 метров от Александрии, построили маяк, который стал носить имя острова. Связь имени маяка с его функцией оказалась такой прочной, что слово «Фарос» стало корнем слова «маяк» на многих языках — французском, итальянском, испанском и румынском.


Строительство маяка было завершено около 280-го года до нашей эры, уже во времена правления царя Птоломея II. Кстати, имя архитектора дошло до наших дней благодаря хитрости самого архитектора. На одной из плит ученые обнаружили надпись «Сострат, сын Декстифона из Книда, посвятил богам-спасителям ради морей».

Надпись была прикрыта слоем штукатурки, на которой было вырезано имя Птоломея Сотера. Такая хитрость была опасным нарушением указов царей, но Сострат Книдский пошел на это страшась забвения. Архитектор не надеялся дожить до того времени, когда осыплется штукатурка, да и не в его интересах было узнать реакцию правителя на этот поступок.

До наших дней дошли описания Александрийского маяка, и если верить этим описаниям, то он был чем-то похож на нью-йоркский небоскреб Эмапайр Стейт Билдинг. Маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Нижняя часть представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием. Во внутренних помещениях хранился различный инвентарь, жили рабочие и солдаты, а плоская крыша, украшенная по углам статуями Тритона, служила основанием средней части. Она представляла собой восьмигранную призму, облицованную белым-мрамором. Верхняя часть маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады — 8 колонн несли купол, увенчанный бронзовой фигурой то ли повелителя морей Посейдона, то ли Зевсом Громовержцем — разные источники настаивают на своем варианте. Также неизвестна точная высота маяка — одни толкуют о 117-ти метрах, другие, о 135-ти. Ну, а сигнал Фаросского маяка был виден в море с очень большого расстояния, тут уж все источники сходятся, — никак не менее 50-ти километров.

На маяке круглосуточно поддерживали костер, чтобы ночью был виден свет, днем — дым. Топливо на самую вершину башни привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных мулами. Каким образом достигались яркость и дальность-свечения, до сих пор не установлено. По одной версии, это заслуга огромных зеркал из полированной бронзы, по другой — прозрачных шлифованных камней — линз.

Исторические свидетельства утверждают, что Фаросский маяк был оборудован еще и хитроумными автоматами: сделанными из позолоченной бронзы женскими фигурами. Время от времени эти фигуры оживали. Одни показывали силу ветра и морских волн, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра или следовали руками за движением солнца и луны. А в туман и непогоду трубила в изогнутый золотой рог еще одна женская фигура, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал.

С падением Римской империи бухта Александрии заполнилась илом, корабли больше не могли ею пользоваться, и маяк пришел в упадок. Бронзовые пластины, если таковые были, вероятно, переплавили на монеты. А еще через некоторое время Александрийский маяк, прослужив верой и правдой полторы тысячи лет, и вовсе был уничтожен землетрясением. Позже мусульмане использовали его обломки, чтобы построить крепость Кайт Бей. Форт впоследствии не раз перестраивали и он до сих пор (теперь уже не турецкий, а египетский) стоит на месте первого в мире маяка.


Яндекс цитирования
PLANETLIVE.RU - информационный журнал.
2009. [Правила использования материалов]